Собачий космос
Когда я поменьше была, у моей мамы была восьмерка. И там было радио, а по радио крутили песню про собак. Про Белку и Стрелку. Я восседала на заднем сидении и смотрела, как мы по Ленинскому проезжаем мимо Гагарина. Про Гагарина пост уже есть.
А про псов нету.
А псы-то были. Конечно попозже крыс и мышек, но зато перед Гагариным.
И перед Белкой и Стрелкой собак тоже много было.
Институт авиационной медицины получал собак строго по заданным стандартам: не тяжелее 6 килограммов (кабина ракеты была рассчитана на маленький вес) и ростом не выше 35 сантиметров. При этом псы были беспородные.
Медики считали, что они с первого дня вынуждены бороться за выживание, к тому же неприхотливы и очень быстро привыкают к персоналу, что было равносильно дрессуре. Помня, что собакам придется "красоваться" на страницах газет, отбирали "объекты" покрасивее, постройнее.
Готовили космических первопроходцев в Москве на задворках стадиона "Динамо" - в красно-кирпичном особнячке, до революции именовавшемся гостиница "Мавритания". В советские времена гостиница оказалась за забором военного Института авиационной и космической медицины. Опыты, проводившиеся в бывших апартаментах, строго засекретили.
Первый собачий старт состоялся 22 июля 1951 года, космонавтами были - Дезик и Цыган. Они вернулись на парашютах, живые, в общем, все как надо.
Через неделю во время второго испытания Дезик и его напарница Лиса погибли - не раскрылся парашют. Тогда же было решено напарника Дезика - Цыгана - больше в полёт не отправлять, сохранить для истории. Пса пригрел у себя дома председатель Госкомиссии академик Благонравов. Говорят, Цыган отличался суровым нравом и до конца дней своих был признан лидером среди окрестных собак. Один раз даже генерала какого-то цапнул.
Всего с июля 1951-го по сентябрь 1962-го состоялось 29 собачьих полётов в стратосферу на высоту 100-150 километров. Восемь из них закончились трагически. Собаки гибли от разгерметизации кабины, отказа парашютной системы, неполадок в системе жизнеобеспечения.
Впрочем, несмотря на секретность, за политкорректностью спецслужбы следили тщательно. Среди испытателей была собачка по кличке Маркиза. Когда пришел ее черед отправляться ввысь, начальство потребовало кличку сменить - а вдруг какая-нибудь настоящая маркиза прознает и обидится. Опасаясь международного скандала, Маркизу переименовали в Белую.
А первой "рассекреченной" собакой стала дворняга Лайка. После 1957 года, когда на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли, Хрущев потребовал от Королева следующего, не менее эффектного старта. Главный конструктор решил отправить на втором спутнике собаку. Было ясно - это камикадзе: тогда возвращать корабль из космического полёта еще не умели. Из десятка тренированных "испытатели" отобрали сначала троих - Альбину, Лайку и Муху.
Готовили Лайку к полёту очень трогательно. На Байконуре стояла поздняя осень, в кабине было довольно прохладно. Врачи протянули шланг с теплым воздухом от наземного кондиционера, чтобы собака не мерзла.
3 ноября 1957-го Лайка отправилась на орбиту. Телеграфное агентство Советского Союза официально сообщило, что "в соответствии с программой Международного геофизического года по научным исследованиям атмосферы, а также по изучению физических процессов и условий жизни в космическом пространстве... произведен запуск второго искусственного спутника Земли". Далее перечислялось, какая исследовательская аппаратура находится на борту спутника, и между делом было сказано, что кроме всего спутник несет "герметичный контейнер с подопытным животным (собакой)...". Имя собаки обнародовали только через день. Никто тогда не знал, что у собаки, чьи портреты появились во всех газетах, билет в один конец. Больше того, когда напечатали ее портрет, она уже была мертва. Все, кто был причастен к эксперименту, знали, что жить Лайке в космосе три-четыре часа. Ни о каком недельном полёте не могло быть и речи. В конструкции кабины была допущена серьезная техническая ошибка. Переделывать было поздно.
Лайка несколько часов прожила в невесомости, а потом, как гласят официальные сообщения, "космонавтку" усыпили. Но это было благообразное вранье. Собака перегрелась в полёте и предположительно погибла от жары и удушья на четвертом витке. Между тем, газеты и радио по нескольку раз в день докладывали о самочувствии уже мертвого пса.
Еще несколько месяцев второй советский спутник с погибшей Лайкой накручивал витки и только в апреле 1958-го он вошел в плотные слои атмосферы и сгорел.
После старта Лайки в Советском Союзе почти три года не отправляли на орбиту биологические объекты: шла разработка возвращаемого корабля, оснащенного системами жизнеобеспечения. В начале 1960-го он был разработан. В полёты на космическом корабле было решено отправлять только самок. Объяснение самое простое: для женской особи проще сделать скафандр с системой приема мочи и кала.
Условие было одно - в космос должны успешно слетать два корабля с собаками.
О первом таком собачьем экспериментальном полёте в космическом корабле советская пресса аккуратно промолчала. Помня о “всенародном возмущении” по поводу использования собак в экспериментах, все пуски ракет засекретили. Решено было сообщать о них только при удачном исходе.
28 июля 1960 года на 19-й секунде полёта у ракеты "Восток 8К72” отвалился боковой блок первой ступени, она упала и взорвалась. В катастрофе погибли собаки Чайка и Лисичка.
Очередная попытка, наконец-то, оказалась удачной. 19 августа 1960 г. «космонавты» Белка и Стрелка в компании мышей, насекомых и растений с семенами вырвались за пределы атмосферы. Теперь вся эта живность находилась в катапультируемом отсеке, рассчитанном на приземление с помощью парашюта.
Во время этого полета ученые впервые смогли наблюдать за животными с помощью телекамеры. Они видели, как, выйдя на орбиту, собаки сперва недоуменно зависли в невесомости, но вскоре вполне освоились и уверенно добирались до автомата кормления. И если Стрелке невесомость не очень пришлась по душе, то Белка, напротив, восприняла новые условия как некую игру и вовсю «бесилась», радостно лая. Вскоре аппарат вполне благополучно приземлился в 10 км от расчетной точки. Сбежавшаяся на место приземления толпа официальных лиц чуть не опрокинула самолет…
На какое-то время два четвероногих «счастливца» заполонили все средства массовой информации. Белка и Стрелка не только дожили до старости, но и дали здоровое потомство. Одного из щенков – Пушка – по личному распоряжению Хрущева отослали жене президента Кеннеди – Жаклин. Собаки провели в невесомости около суток и окончательно убедили ученых в том, что она не оказывает на организм никакого существенного влияния. ТАСС сообщало: «…Запуск и возвращение на Землю космического корабля-спутника, созданного гением советских ученых, инженеров, техников и рабочих, является предвестником полета человека в межпланетное пространство». И хотя уже было ясно, что пришла очередь человека, собаки продолжали летать. 1 декабря 1960 г. в космос отправились Пчелка и Мушка, но, возвращаясь, корабль внезапно изменил траекторию и сгорел в атмосфере. Полетевшая 9 марта 1961 г. Чернушка успешно вернулась. 21 марта в космос вместе с манекеном космонавта отправилась Звездочка. Ее возвращение завершило эпоху «звездных» собак. Через 22 дня в космос отправили первого космонавта-человека.
Существует легенда, что на одном из банкетов Юрий Гагарин пошутил: «До сих пор не пойму, кто я: «первый человек» или «последняя собака».